Косметика является неотъемлемой частью жизни каждого человека с его самых первых дней: крем, шампунь, мыло, зубная паста. Популярной стала косметика с пометками «ЭКО», «БИО», «Natural» и «Organic», при этом производители заявляют, что данные продукты безопасны для здоровья. Что же представляет из себя косметика с тем или иным обозначением? Как не запутаться в разнообразии присвоенных стандартов и точно знать, что мы покупаем? На все эти и много других вопросов вы найдете ответы в этой статье.
Тренд к использованию натуральной и безопасной косметики зародился в Европе в конце 60-х, когда люди стали всерьез задумываться о сохранении окружающей среды и безопасности использования косметики и бытовой химии для здоровья человека и домашних животных (не забываем и о участи лабораторных животных).
Следуя данному тренду, были созданы различные сертификаты качества, которые подтверждают безопасность косметики (в первую очередь для органической косметики), но за ней появилась экокосметика, биокосметика и натуральная косметика. И после этого люди начали путать, что есть что. Производители, в свою очередь, начали этим пользоваться и присваивать своей косметике различные «статусы», таким образом заманивая покупателей надписями «с натуральными экстрактами растений», «фито», «на основе трав» и т. п. Давайте же узнаем, чему стоит доверять, а что — лишь рекламный ход производителей.
Органическая и косметика BIO
Органическая косметика («Organic») сегодня является самой популярной среди покупателей, ведь одно только слово уже говорит о том, что она сделана из природных компонентов, не наносящих вред нам и окружающей среде. К производству органической косметики выдвигают массу требований: выращивание сырья в экологически чистых зонах на органических удобрениях и без использования пестицидов и ядохимикатов. Для борьбы с сорняками, вредителями и болезнями используют только ручной труд, природных врагов и ограниченный список безопасных для человека и окружающей среды биологических препаратов (например, для борьбы с грибковыми болезнями).
Производство органической косметики не вредит окружающей среде, а бутылочку, в которую заключено средство, можно использовать для вторичной переработки. Также органическая косметика не тестируется на животных. Тест проходит в пробирке, а после того как препарат признан безопасным, он снова проверяется добровольцами.
Биокосметика (встречаются варианты пометок «BIO» и «Био») — это самый высокий класс косметики. В целом она равнозначна органической косметике, но все же небольшие отличия есть. Как и органическая косметика, она на 95% состоит из природных ингредиентов, остальные 5% отведены для компонентов, полученных только путем гидролиза, гидрогенизации, этерификации и трансэтерификации из ограниченного списка допускаемых для этого ингредиентов (жиры, масла и воск, ланолин, белки, липопротеины, сахариды).
Главное отличие биокосметики от органической в том, что в ней разрешается использование компонентов животного происхождения. При этом собраны они так, чтобы не причинять вред или боль животному.
Био- и органическая косметика имеют специальные сертификаты качества европейского образца. Они подтверждают безопасность продукта и выполнение всех условий производства. К таким сертификатам относятся: Ecocert, Cosmebio (Франция), ICEA (Италия), BDIH (Германия), Bioforum (Бельгия), Soil Association (Великобритания).
Экокосметика
Косметика с пометкой «ECO» или «Эко» по своей сути является натуральной косметикой, которую по качеству приравнивают к органической косметике. Основу экокосметики составляют продукты природного происхождения, которые проходят обязательную сертификацию, и при этом в ней нет места для минеральных масел и прочих сомнительных компонентов.
К производителям экокосметики предъявляются жесткие требования, и продукция должна минимум на 95% состоять из компонентов природного происхождения, минимум 50% от общего содержания растительных ингредиентов должны быть органическими и минимум 5% от общего содержания всех компонентов должны быть органическими.
Натуральная косметика
Натуральная косметика составляет наибольший сегмент рынка, ведь любой продукт, произведенный с использованием природного сырья, является натуральным. Таким образом, даже самый дешевый шампунь, в котором есть хоть капля экстракта, скажем, ромашки, уже является натуральным, поэтому производитель имеет право добавить надпись «Natural» на пузырек. В целом производители масс-маркета пользуются данной логикой, но если вы хотите действительно качественный продукт, то стоит знать, как его необходимо выбирать.
Обратите внимание на состав продукта: в нем должны преобладать натуральные компоненты (согласно различным стандартам, их может быть от 20 до 50%). Если все они находятся в самом конце списка, то их совокупное количество окажется слишком маленьким, а в итоге основу будут составлять компоненты, полученные синтетическим путем.
В натуральной косметике разрешено использовать сырье из растений (эфирные масла и экстракта), сырье животного происхождения, химически модифицированные компоненты растительного происхождения, минеральные ингредиенты (например, загустители, абразивы, пигмент), синтетические консерванты (данный выбор продиктован тем, что не все природные компоненты можно использовать в качестве консервантов). В целом, чтобы упростить понятие натуральности продукта, можно руководствоваться таким правилом: большинство ингредиентов натурального прохождения, в то время как консерванты и стабилизаторы могут быть искусственными.